Помощь

Методы формирования
и управления портфелем ценных бумаг

Инвестирование будет успешным только при грамотном и осознанном подходе. Важнейшие навыки инвестора — умение трезво оценить компанию и контролировать риски.

Методы, которые используют для принятия решения о формировании портфеля и управлении им: фундаментальный анализ, технический анализ и новостной анализ.

Фундаментальный анализ

Затратный подход

Сравнительный анализ

Дисконтирование денежного потока

Итоговая оценка компаний

Новостной анализ

Технический анализ

Баланс риска и доходности

Фундаментальный анализ

Инвестирование — это выстраивание системы управления активами. Как строительство дома начинается с возведения фундамента, так инвестирование начинается с фундаментального анализа — изучения компании на макро- и микроуровнях, отслеживания факторов, влияющих на стоимость компании и ее ценных бумаг. Если вы уверены в проделанном фундаментальном анализе, то и инвестировать будете без эмоций.

Фундаментальный анализ состоит из трех методов: сравнительный анализ, дисконтированный денежный поток и затратный подход.

Представьте, что у вас есть машина. Вы ею попользовались, и пора ее продавать. Вы смотрите чужие объявления и в сравнении с ними ставите цену на свою машину чуть выше или чуть ниже. Но продадите вы машину только тогда, когда покупатель поймет, что у вас есть конкурентное преимущество: к примеру, еще не отвалилось колесо, в то время как у остальных уже отвалилось.

Предположим также, что этот автомобиль — не ваше личное средство передвижения, а транспорт, на котором вы работаете, и кроме этого вы в жизни ничего не умеете. Пока вы его продаете, не сможете зарабатывать деньги. Сколько тогда будет стоить эта машина конкретно для вас? В этом случае учитываете, сколько могли бы на ней заработать. Допустим, на рынке она стоит 100 тысяч рублей. Вы ее продаете, а пока покупаете новую, проходит две недели. А зарабатываете вы на этой машине обычно 20 тысяч рублей в месяц. Поэтому время, когда свой автомобиль вы уже продали, а новый еще не купили, стоило вам 10 тысяч рублей. Итого: вы продали машину за 90 тысяч, а не за 100. И то если она не уникальная и вы смогли найти такую же. А покупатель, в свою очередь, оценивает, какую сумму он может позволить себе вложить, чтобы в определенные сроки вернуть эти деньги, то есть рассчитывает, сколько он, работая на этой машине, сможет получить. Он скажет: «Я могу заработать на ней 100 тысяч, поэтому куплю ее за 50». А вы знаете, сколько заработали в свое время, и что у нее очень низкий расход топлива, и попытаетесь продать ее подороже. Если покупателя не устраивает эта цена, вы будете продолжать искать ту цену, за которую этот или другой покупатель будет готов у вас ее купить.

Но если никому эта машина не нужна как бизнес, потому что ездить уже не может, остается разбирать ее на запасные части.

В этом и заключаются все три метода. Первый — сравнить объект с аналогами на рынке. Второй — посмотреть, сколько он приносит денежных средств в случае, если это средство дохода, и уже после этого определить его стоимость. И третий — если объект не может приносить доход, то остается оценить его по составным частям.

Затратный подход

Когда бизнес не рентабельный, его разбирают на составные части. Когда вы разбираете свою машину, то снимаете с нее колесо, диск, зеркало, и дальше вам это нужно продать. А у вас произошел износ этих вещей: разбилось зеркало или повреждено что-нибудь еще, и вы не можете продать эту вещь по цене новой, а снижаете ее. И так со всеми элементами.

Затратный подход состоит из двух частей: 1) определение общего количества имущества, которое можно взять с вашего объекта, и 2) определение состояния этих отдельных частей и установление их цены соответственно износу. На самом деле на это тратится очень много времени, но у нас на сайте этот метод значительно проще: мы оцениваем стоимость создания компании-аналога на основании данных баланса и отчета о финансовых результатах.

Сравнительный анализ

Когда на рынке появляется не одна такая машина, а 10, вы можете их сравнить. Вроде они одинаковые, но одна может больше перевозить, вторая может ехать быстрее, третья потребляет меньше бензина. Эти различия влияют на цену.

Объекты сравнения должны быть схожими по определенным признакам, у них надо найти общие черты. Компании должны относиться к одной отрасли, производить схожую продукцию, которую можно сравнить. Определите общие признаки, по которым их можно сравнивать, выделите сильные и слабые стороны каждой компании, и найдите фактор, который является основным для нее. Если проводить аналогию с автомобилем, то, например, от количества перевозимого автомобилем груза зависит, сколько усилий будет тратиться на построение логистики.

Одна компания может иметь очень большой маржинальный доход (разница между выручкой от реализации продукции и общей суммой переменных затрат), а вторая — очень маленький. Нужно разобраться, является ли этот фактор закономерностью. Необходимо изучить статистику за длительный период и понять, в чем причина различия двух схожих компаний. Возможно, это из-за разовой продажи активов, а возможно, из-за чего-то другого.

В основном компании сравнивают по P/E и по P/S. Коэффициент P/E (Price/Earnings) фактически означает стоимость компании в годах, то есть за сколько лет компания может полностью окупить свою стоимость. P/S (Price/Sales) — за сколько лет общее количество выручки может покрыть полную стоимость компании. Это два классических и наиболее часто применяемых мультипликатора сравнительного анализа.

В случае с банками и финансовыми организациями, в силу характера их деятельности, обычно смотрят на соотношение капитализации с имуществом компании, которое поддается точной оценке и используется для основной деятельности и за вычетом всех обязательств: P/BV — Price/Book value. Вычленить ключевые характеристики можно для каждой отрасли и компании: количество кресел, пассажиров, пассажиропоток, возможность выработки электроэнергии, количество проводов, труб, железнодорожных рельс и всего остального. Справедливые цены и потенциалы определяются как соотношения коэффициентов исследуемых объектов.

Дисконтирование денежного потока

Последний и, наверное, наиболее сложный метод — это discounted cash flow (DCF), по-русски — дисконтированный денежный поток (ДДП).

Снова вернемся к автомобилям: за то, что вы доставили товар на своей машине, вы получаете выручку, а из нее вычитаете то, что потратили на бензин, штрафы, ремонт. Кроме того, со временем ваша машина будет стареть, и в будущем вам понадобятся запчасти к ней, или вы решите поставить новый кузов, который будет больше прежнего (в случае с компанией — обновить производство), и тому подобное. Это полная производственная цепочка, которая трансформируется в полную финансовую цепочку и позволяет определить все доходы и затраты сейчас и в будущем.

Не забывайте также про инфляцию и прочие независящие от нас вещи. Для того чтобы их учитывать, используют дисконтирование. Все знают, что буханка хлеба, которая сегодня стоит 50 рублей, через год будет стоить уже 70, то есть деньги, которые вы заработаете в будущем, к текущей покупательской способности стоят меньше, чем те, которые вы получили сейчас. Поэтому производится дисконтирование — определение сегодняшней стоимости будущих денежных потоков. Результатом станет стоимость вашей машины или предприятия.

Итоговая оценка компаний

Когда вы оцените стоимость машины всеми тремя методами, остается выбрать, какой из них наиболее репрезентативен. Определите, что в данном случае является более точной оценкой: количество денег, которые машина принесет, или сколько она стоит на рынке, или все-таки стоит разобрать ее на запчасти, потому что она не ездит.

Когда вы определитесь с тем, какой метод является для вас наиболее репрезентативным, получите таргет. В случае с фондовым рынком — это та целевая цена, которую вы для себя сочтете справедливой с точки зрения оценки компании, то, на что вы будете ориентироваться при осуществлении сделки продажи или покупки.

Новостной анализ

Новость — это то, что уже произошло, а потом, с временным лагом, об этом сообщили издания. Это момент, когда инвестиционная игра уже совершена. Выигрывает тот, кто сделал ставку, рассчитал какие-то вещи до того, как вышла публикация. Для новостей есть один постулат: «Покупай на слухах, а продавай на фактах». Новость — это уже свершившийся факт.

В то же время, новости — это фон, который давит на компанию. Предположим, компания существует в вакууме, ни налоговая, ни полиция ее не трогают. Компания работает, исправно платит налоги. Идеальные условия: правила игры не меняются, компания четко прогнозируемая, все понятно. В реальности этих вакуумных условий не бывает. Допустим, компания имеет хорошую оценку по количеству активов, но выходит новость о снятии санкций, и тогда компания моментально переоценивается.

Новостной анализ — это необходимая часть инвестиционного анализа, которая позволяет понять, когда можно ожидать переоценки стоимости компании. Для того чтобы совершались сделки, должно быть постоянное хождение денег, а новостные факты — это и есть те моменты, которые служат катализатором вхождения или выхождения денег с рынка. Это, собственно говоря, и есть то, что позволяет существовать фондовому рынку как таковому.

Технический анализ

Технический анализ — это графическое отображение коллективной психологии. При формировании портфеля необходимо определить для себя критерии и уровни, которые называются психологическими. Это те уровни, на которых в каждой конкретной компании происходили крупные сделки по ее акциям, и которые являются психологическими ориентирами для людей, совершающих сделку.

Предположим, вы купили какой-то товар за 200 рублей, а в следующем месяце он стал стоить 400. Вы думаете: «Четыреста рублей — это хорошо, можно продать». А потом этот товар начинает каждый день терять в стоимости. Он стоит уже не 400, а 350, потом 300, затем 250, 200. И когда он будет стоит 200 рублей, какие у вас будут ощущения? Что вы с ним сделаете? Правильным поступком было бы не продавать, а ждать. Человек продает из-за страха, боязни потерять деньги.

Есть еще одна опасная для инвесторов эмоция — жадность. Когда вы делаете инвестицию, от которой планируете получить 100−200%, то пытаться выгадать 5% — абсолютно бесполезное занятие, так как ради 5% вы рискуете чем-то значительно большим.

Жадность и страх — два основных психологических момента, которые двигают не только инвестициями фондового рынка, а вообще любыми инвестициями. В идеале, на фондовом рынке нужно избавиться от этих эмоций вообще, тогда торговля акциями будет значительно легче. Те, кто инвестируют в виртуальный портфель, избавлены от страха потерять деньги, именно поэтому их результаты значительно лучше, чем у тех, кто работает с реальными деньгами.

Также технический анализ позволяет определить закономерности на рынке — они видны на графике, когда что-то происходит. Во многих компаниях происходят какие-то повторения: может быть движение на 40%, затем падение на 20%, и опять на 40% движение, на 20% падение. На графиках отражаются сезонности, такие как замедление деловой активности в летний период или налоговые периоды раз в три месяца. Все это влияет на разные компании по-разному, но везде видны закономерности. Технический анализ — инструмент для определения этих закономерностей.

Баланс риска и доходности

В процессе формирования и управления портфелем акций можно выделить два вида рисков: нерыночный риск и рыночный риск. Риски, которые вы не контролируете самостоятельно, то есть ваша торговая стратегия их учитывать не может — это, например, недобросовестный брокер. Когда вы заказали товар в интернете, заплатили за него много денег, а он до вас не доехал — это нерыночный риск. Риск того, что у вас окажется некачественный контрагент, который не выполнит свою сторону сделки, — это нерыночный риск. Вы попытаетесь вернуть свои деньги через суд, и закон будет на вашей стороне.

Но, предположим, вы видели в соседнем магазине товар за 1000 рублей, а заказали его в интернете за 200. Он к вам приехал, но за две недели, пока товар был в пути, в магазин завезли много этого товара, и он стал стоить 100 рублей. Это рыночный риск, который вам никто не компенсирует.

Такие же риски существуют на фондовом рынке. При инвестировании вы должны постараться снизить оба этих риска. Нерыночный риск, то есть риск контрагентов, вы можете снизить единственным образом — детально изучить контрагента и в процессе вашей деятельности наблюдать за изменениями структуры его бизнеса, его управленческим аппаратом и прочими вещами. Как только увидите какое-то изменение — нужно насторожиться.

Чтобы снизить рыночные риски, вы должны четко понимать, из какого материала сделан ваш товар и что дефицита этого материала у производителя не будет, или что у этого товара такая логистическая цепочка, что доставка будет стоить дорого, и даже если его будут массово привозить, стоимость с 1000 до 200 рублей не снизится.

Один из самых больших рисков, которые есть сейчас на российском рынке, — валютный риск. Предположим, товар производится из материалов, которые продаются только в долларах, не производятся в России, а инвестируете вы в рублях. Вы посмотрели, что этот товар стоит 200 рублей, и думаете: у вас в кармане 200 рублей, купить этот товар или что-то другое? А если купить товар не сейчас, а через неделю, что-нибудь изменится? Как раз таки здесь вмешивается валютный риск. Если к моменту покупки доллар из 30 рублей превращается в 90, то товар вместо 200 рублей стоит все 600. Поэтому первое, что нужно сделать — это определить валютную зону инвестирования. Вы должны понимать, на каком конкретно рынке работаете, потому что определение валютной зоны обозначит эффективность ваших инвестиций и определит эталон стоимости.

Основное правило инвестиций — чем выше доходность, тем выше риск. Для того чтобы минимизировать рыночные риски применяют на практике поговорку «Не клади все яйца в одну корзину». Это называется диверсификация и позволяет варьировать соотношение риска и доходности. Вложение средств не в один инструмент, а в ряд инструментов дает возможность варьировать риски и доходность этих инструментов, то есть вы можете включать в портфель как очень доходные, так и низкодоходные инструменты. При этом, если вы взяли один высокодоходный и высокорисковый инструмент, а второй — низкодоходный и низкорисковый, то шанс заработать увеличивается. Если вы всё вложили в высокорисковые, то, соответственно, шанс того, что вы всё потеряете, в разы больше. Поэтому диверсификация — это ваш основной инструмент для влияния на допустимое для вас соотношение риска и доходности.